Что такое чип-тюнинг
Чип-тюнинг – оптимизация программы двигателя, позволяет повысить мощность автомобиля и снизить расход при разных темпах езды. Серийные ДВС использует ресурс максимум на 60-70%, а зачастую один двигатель выпускается в нескольких вариантах мощности, наибольшие из которых доступны за доплату в десятки или сотни тысяч рублей. Существунную сумму можно сэкономить при покупке автомобиля, выбрав мотор с заниженной мощностью в документах, а потом за 10-20% стоимости с конвейера установить более мощную заводскую прогамму или тюнинг Stage-2! Помимо хорошей скидки при покупке автомобиля меньшей мощности, у вас будет -10% на заводской тюнинг и пара приятных бонусов (трансопртный налог и страховка могут быть так же дешевле).
Чип-тюнинг дизельного двигателя позволяет получить хорошую прибавку крутящего момента уже с нижней трети тахометра, а при спокойной или трассовой езде можно снизить расход до 10-15%! За символическую доплату в 10% в программе можно сделать удаление катализатора; отключить сажевый фильтр, систему рециркуляции ЕГР, удалить мочевину AdBlue / SCR или вихревые заслонки впускного коллектора.
Чип-тюнинг турбо бензинового двигателя может добавить около 15-30% мощности. Турбонаддув и современные механические нагнететелеи регулируются через блок управления, а тюнинг-программа позволяет раскрыть потенциал двигателя и сгладить турбо-яму. Дополнительные возможности стоят на порядок меньше своего ремонта - отключение катализатора, системы вторичного воздуха и ЕГР.
Чип-тюнинг атмосферного двигателя дает прирост мощности порядка 7-10%, что отходит на второй план по сравнению с улучшением отклика педали газа, эластичности двигателя и тяги в среднем диапазоне оборотов. Поэтому даже владельцы малолитражных двигателей тоже могут получить свои плюсы - сделать автомобиль более приемистым, компенсировать потери при включении кондиционера или загрузке машины.
В западных странах чип-тюнинг популярен достаточно давно и хорошо зарекомендовал себя как эффективный способ оптимизации машин для повседневной езды, поскольку улучшает прежде всего потребительские качества автомобилея – тягу на низких оборотах, старт с места, динамика со включенными кондиционером и пассажирами, скоростные режимы, расход топлива, изменить обороты холостого хода и пр.
А если двигатель с завода выпускается в нескольких мощностных вариантах, то можно поставить оригинальную программу большей мощности в несколько раз дешевле предложения дилера. По сути наименее мощные моторы являются таковыми лишь по документам, а по факту в них заложены наилучшие скидки и потенциалы для дальнейших работ.
Кроме того, при пепрограммировании на некоторых ЭБУ можно отключить катализатор / сажевый фильтр, систему EGR или впрыск мочевины. Это позволяет физически удалить вышедшие из строя дорогостоящие компоненты и экономить существенные суммы на эксплуатации автомобиля.
Доступны и тюнинг-боксы на дизельные двигатели, эффект которых сравним с чип-тюнингом, но не требует перезаписи блока управления, а установка возможна в любом городе, даже не имеющем нашей точки.
История чип-тюнинга
Чип-тюнинг появился практически сразу же с появлением электронных систем контроля впрыска в 1980-е годы. Поначалу это были более простые блоки с внешней флеш-памятью, зачастую одноразовой - потому сам чип приходилось менять вместе с его программой. Так появился термин чип-тюнинг.
В 1990 эволюция систем управления была связана уже с перезаписываемыми микросхемами, которые все так же приходилось выпаивать и запаивать обратно. Но в конце 90х стали появляться программы для перезаписи блоков управления через диагностический порт, а его вид был унифицирован в формате OBD2.
Далее до 2008 года возможности становились все шире, но зачастую это ограничивалось европейскими производителями, из японских были только дизели и часть моторов субару и митсубиши. Примерно с 2008-9 года стала доступна и бензиновая часть японского автопрома, но достаточно со сложным разбором.
2011-12 стали появляться модули работы для японских авто через порт ОБД2.
2014-15 - вновь стала доступна для работы через диагностический порт группа VW-Audi.
2016 - долгожданное появление аппаратуры для работы с Тойота.
2017 - Появление модулей OBD2 для BMW F / G series, JLR Flex Ray.
2018 - возвращение группы Mercedes в работу через диагностический порт. Вновь, как и 10 лет назад, большинство автомобилей стало поддерживаться через порт OBD2.
2019 - широкое внедрение Bench mode - загрузочного режима "На столе" для блоков последнего поколения Bosch и Denso, который позволяет получить содержимое блока через его внешние контакты и оставить заводское время записи без изменений.
Цены и прибавки по моделям автомобилей уточняйте в каталогах чип-тюнинга и на графиках мощности.